Я путаюсь в правилах при изучении иностранного языка. Что мне делать?

Главная / Статья

Я путаюсь в правилах при изучении иностранного языка. Что мне делать?

Знакома ли вам ситуация, когда вы изучаете иностранный язык и начинаете путаться в правилах? В этой статье обсудим почему эта путница происходит и что делать дальше.

В процессе изучения любого языка, изучающий невольно сталкивается с одной проблемой – путаницей правил. Происходит это примерно следующим образом: человек изучает иностранный язык, изучает грамматические правила, далее выполняет по ним упражнения. Но приходит время, материал становится сложнее и изучающий понимает, что запутался, т.е. не знает, какое правило употребить в том или ином случае. Ему кажется, что вроде бы несколько правил подходят для этого случая, но выбрать нужно только одно. Выполнив пару упражнений, и, окончательно запутавшись, у изучающего невольно пропадает желание изучать язык.

Происходит это потому, что ученик начинает представлять себе, как он возвращается к уже пройденному материалу и начинает изучать его снова. При изучении языка такой отрицательный настрой почти во всех случаях сразу приводит к краху.

Помните фразу «Что нас не убивает, делает сильнее»? Наверняка помните. Теперь вдумайтесь в смысл этой фразы. Если говорить о ее смысле при изучении языка, то тут он таков: путаница правил может либо загубить ваши труды, либо помочь вам, если вы эти трудности преодолеете.

Говоря простым языком, если вы осознаете, что запутались, значит, процесс освоения языка идет полным ходом, и вы достигли определенных результатов. Ни в коем случае не стоит останавливаться и возвращаться назад. Со временем, при употреблении этих самых правил на практике, всё встанет на свои места. Пускай на данном этапе вы употребляете правила неправильно, это совсем неважно. Самое главное, продолжайте их употреблять как вы считаете нужным и очень скоро вы заметите, что преодолели эту путаницу. А для того, чтобы окончательно не разочароваться в изучении иностранного языка, почитайте мою статью о том, как изучать иностранный язык с удовольствием.

Если чувствуете, что начали путаться в правилах, не бросайте изучать иностранный язык.

Рассказывая о данной проблеме, я вспоминаю себя на первом курсе университета, когда после школы на меня свалилась тонна информации по английскому языку и началась моя путаница. Но со временем путаница исчезла и я начал отлично ориентироваться в грамматике.

Поэтому если вы в такой тяжелый момент не остановитесь на достигнутом, то вскоре вы достигнете хороших результатов. Здесь особую роль играют не столько знания, сколько психологический фактор, потому что, если вы будете настраивать себя на нудную и скучную зубрежку того, что уже прошли, ваше дальнейшее желание изучать язык сразу улетучится.

Теперь поговорим о шагах, которые необходимо предпринимать, чтобы избежать путаницы правил.

1. Изучайте грамматику только последовательно.
Есть два вида изучения языка: последовательное и параллельное.

Параллельное изучение – это изучение каждого навыка отдельно. Например, вы отдельно изучаете грамматику с помощью справочников, отдельно тренируете навык аудирования с помощью обучающих видео, отдельно изучаете необходимую вам лексику с помощью книг и т.д.

Этот способ изучения обычно практикуется на интенсивах. Например, когда вы пришли на курсы по обучению преимущественно разговорному языку. Я очень не люблю интенсивы и в отдельной статье расскажу почему.

Последовательное изучение – комплексное изучение языка, например, по самоучителю. Этот вид изучения лучше параллельного, потому что вся информация подается порциями. При таком обучении все навыки тренируются одновременно. Это очень хорошо для правильного освоения и понимания структуры языка.

Для того, чтобы уменьшить вероятность путницы в правилах, я рекомендую изучать язык таким образом, чтобы переходить к следующему уроку только в том случае, если вы поняли текущий.

Когда я изучал французский, я надолго застрял на одной теме. Я никак не мог ее понять. Я перелопатил кучу справочников, чтобы полностью вникнуть в правило. При этом я не двигался вперед, я остановился и начал разбираться. После того, как я докопался до истины, я сделал сотню упражнений по этой теме, чтобы полностью закрепить знания. Как показало время, не зря я сделал именно так. Если бы я пошел дальше, не разобравшись в предыдущей теме, очень скоро я бы запутался в правилах окончательно.

2. Закрепляйте все правила на практике.
Порой даже самая мелочная деталь в правилах может запутать так, что вы еще долго будете топтаться на месте. Поэтому сначала до конца разберитесь во всех деталях, а уже потом двигайтесь дальше.

Проделывайте как можно больше упражнений на закрепление изученного материала.

Традиционно пример из моего опыта. Когда я изучал в университете немецкий, я немного недопонял правило склонения существительных. Я думал я его выучил полностью, но в итоге оказалось, что не до конца.

В будущем, это недоученное правило попортило мне много крови. В конце концов я просто не выдержал и начал изучать его снова с нескольких источников. Я объединил формулировку этого правила со всех книг в одно так, чтобы оно было расписано как можно подробнее. После этого я проделал столько упражнений по нему, сколько нашел. Позже мои труды были вознаграждены – на одном из зачетов мне попался билет, в котором было необходимо полностью рассказать это правило.

3. Изучайте информацию с нескольких источников.
Многие изучающие даже не подозревают о том, что в самоучителях допущено много ошибок.

Как-то на своем старом блоге в 2011 году я детально расписывал все ошибки в одном из самоучителей. Причем меня возмутили не столько явные ошибки (даже на обложке), сколько его стоимость. На тот момент это был самый дорогой самоучитель из всех, что мне приходилось когда-либо покупать. И при такой стоимости такие ошибки! Это возмутительно! А ведь этот самоучитель покупают люди, обучаются по нему. А потом приходят ко мне и доказывают, что слово «автобус» (bus) произносится на английском как «бус», а не «бас».

При изучении языка не ограничивайтесь только одним самоучителем. Используйте всевозможные справочники как дополнение к вашему курсу.

Эта заметка продержалась примерно год, пока со мной не связался представитель издательства этого самоучителя. Он очень вежливо попросил меня удалить заметку и пообещал, что все ошибки будут исправлены.

Чтобы избежать таких казусов при изучении иностранного языка, я рекомендую использовать несколько источников. Еще хочу вас предостеречь от интернет-источников (форумы, блоги и т.д.). Там ошибок еще больше. Я всегда предпочитаю книги. В них также допускают ошибки, но их гораздо меньше, чем в глобальной сети. По крайней мере, у книжного издания несколько инстанций проверок на ошибки.

4. Раз в несколько недель выбирайте любое правило из изученных и повторяйте его на практике.
Открою вам один секрет. Иногда у меня бывает такое, что я делаю ошибки в простейших правилах, которые усвоил еще в детстве. Зато могу без ошибок ориентироваться в самых сложных правилах.

Чем сложнее становится ваш язык, чем больше шансов ошибиться в самом простом. Это связано не с путаницей, а с регулярностью, с которой вы используете простые правила. Если вы обратите внимание на задания в самоучителях, то заметите там одну очень интересную вещь: при усложнении материала, задания на повторение уже пройденного отсутствуют. Я не говорю про отдельные упражнения уже пройденных правил. Я говорю про точечные упоминания этих правил в новых темах.

Например. Вы изучили тему артиклей в самом начале курса. Идете дальше. Доходите до модальных глаголов, начинаете выполнять упражнение, а там в одном из предложений вас попросили употребить артикль в нужной форме. Если такая точечная вставка темы про артикли собьет вас с толку, то вы будете понимать, что тему артиклей нужно повторить еще раз.

Регулярно повторяйте уже изученные правила. Особенно это касается тех тем, в которых, как вы думаете, вы ошибиться не можете.

Такой подход я использую в своем курсе ВидеоEnglish. Там я постоянно разбавляю упражнения выученными темами.

Когда мои ученики выполняли практические упражнения на занятиях, я делал себе заметки, в каких темах они ошибались чаще всего. По прошествии некоторого времени я неожиданно просил одного из учеников рассказать мне правило, в котором они когда-то ошиблись. Такие неожиданные вопросы всегда держали моих учеников в тонусе. А ученики одной из моих сильных групп пошли еще дальше. Они просекли мою фишку с заметками и начали сами для себя записывать, какие правила необходимо повторить.

Подведем итог. Если вы осознали, что запутались – это не так плохо, как вы думаете. Старайтесь преодолеть этот барьер, продолжая дальше изучать грамматику. Используйте то, что вы уже знаете, даже если вы уверены, что употребляете правила неправильно. Тогда ваше изучение достигнет прогресса.

Пожалуйста, оцените статью
Рейтинг статьи: 4.3 из 5 (всего оценок: 2)
Понравилась статья? Расскажи друзьям: