Способы тренировки рабочей памяти и почему она важна для обучения

Главная / Статья

Способы тренировки рабочей памяти и почему она важна для обучения

После написания статьи о работе памяти и процессе запоминания информации, я подумал, что будет нелишним написать короткую статью о способах тренировки описанных видов памяти.

В интернете и книжных изданиях вы найдете тысячу способов тренировки самых разных видов памяти. Я испытал очень многие из них на себе и некоторые считаю спорными, поэтому поделюсь лишь теми способами, которые считаю эффективными. Однако помните, что у всех людей память работает по-разному. И то, что было эффективным для меня, для вас может оказаться малоэффективным или сложным. Я приведу несколько способов, из которых можно выбрать только один. Так что испробуйте все описанные мною методы и выберите то, что подходит именно вам.

Чтобы определить эффективность упражнений лично для вас, необходимо сначала измерить текущий объем рабочей памяти. Вебсайт www.cognifit.com для измерения памяти предлагает такой способ как комплексное нейропсихологическое тестирование. Признаюсь, я еще никогда такое тестирование не использовал. Не было для этого необходимости. Но если вам вдруг интересно, можете попробовать пройти этот тест и узнать о себе немного новой информации. Тест платный.

Рабочая память имеет ограниченный объем. Долгое время считалось, что этот установленный объем памяти не поддается тренировке и развитию. Но одному замечательному профессору Сюзанне Йегги удалось доказать обратное. Несмотря на возможность развития, рабочая память все же имеет предел. Но это не страшно, потому что ваш мозг использует только определенную часть вашей рабочей памяти.

Как тренировка рабочей памяти поможет изучению иностранных языков.

Многие люди недооценивают значимость рабочей памяти. Простой пример из жизни – запоминание продиктованного номера телефона.

При изучении иностранных языков натренированная рабочая память также может вам помочь. Например, когда вы смотрите видео на изучаемом языке, вам необходимо сохранять в памяти последовательность переведенного в уме текста, чтобы не потерять суть разговора. Чтобы вы понимали процесс, представьте, что вы слушаете говорящего на родном вам языке и он начинает выкидывать по одному или несколько слов из своей речи. Понять суть разговора труда не составит. Но иногда некоторые недосказанные слова будут нести в себе более существенную смысловую нагрузку, что приведет к непониманию части текста.

Когда вы имеете дело с беглой иностранной речью, в любой форме, рабочая память необходима вам для накопления там переведенного текста и складывания его в осмысленный текст.

Я на себе помню, что иногда во время беглого разговора, вживую или на видео, память не поспевает за услышанным текстом.

На ранних этапах изучения языка вы, скорее всего, с этой проблемой не столкнетесь. Но как только ваш уровень достигнет среднего уровня и выше, и вы начнете заниматься по более сложным видео и аудио, вы начнете испытывать нехватку места в рабочей памяти.

Кстати, Сюзанна Йегги также доказала, что развитая рабочая память улучшает умение мыслить логически и делать выводы, и за счет этого растет способность к обучению.

Теперь давайте перейдем к упражнениям для развития рабочей памяти.

1. Расположение игральных карт в колоде.
Суть этого способа заключается в том, чтобы как можно быстрее запомнить расположение всех карт в колоде.

Возьмите колоду карт, уберите оттуда все цифры, перемешайте, пролистайте их все и попытайтесь воспроизвести порядок расположения. Обращаю ваше внимание, что для старта необходимо использовать только карты с картинками. До цифр мы еще дойдем.

Почему я рекомендую использовать только карты с картинками? Не секрет, что человек лучше запоминает образы. Пока ваша рабочая память не натренирована, картинки на игральных картах будут помогать вам размяться. Если вы загрузите свою память еще и цифрами, начинать тренировку будет намного сложнее.

Суть метода.
Подобно тому, как ваша рабочая память накапливает информацию для последовательного воспроизведения, таким же образом ваша память будет накапливать и последовательность игральных карт. Картинки упростят работу памяти, потому что к ней подключится еще и зрительная память. Как только вы почувствуете, что последовательность картинок хорошо запоминается, возвращайте в колоду цифры и пробуйте запомнить колоду с цифрами.

Обратите внимание, ваша задача запомнить не максимальное количество карт, а сделать это как можно быстрее. За эти две задачи отвечают разные участки памяти. Максимальное количество карт – кратковременная память. Быстрота запоминания последовательности – рабочая память.

2. Последовательность цифр.
Откройте свой телефонный справочник, прочтите номер телефона и затем сразу воспроизводите его по памяти. Здесь как и в предыдущем способе важна быстрота. Поэтому немного перефразирую: прочтите номер, а затем как можно быстрее начинайте его повторять по памяти.

Слишком легко? Тогда попробуйте запомнить сразу два, три, четыре номера телефона. При всей кажущейся простоте запоминать цифры окажется намного сложнее, чем игральные карты. Всё дело в образах. Во всей колоде карт есть визуализация, даже у цифр. А визуализация – это очень мощный толчок для памяти. В случае же с номером телефона или любыми другими цифрами, изображение отсутствует, поэтому памяти не за что ухватиться.

Напомню, ваша задача как можно быстрее запомнить порядок как можно бὸльшего числа цифр.

3. Перевод «на ходу».
Этот способ мне кажется не только эффективным, но и самым интересным из всех.

Основа этого метода – мгновенный перевод прочитанного или услышанного текста. Сразу скажу, что он не самый легкий и рассчитан в основном на людей со средним уровнем знания языка и выше.

Рекомендую начать с текста. Найдите любой текст на родном языке, который подходит вам по уровню для перевода на изучаемый язык. Читайте текст и сразу переводите без остановок. В идеале даже не читать текст на родном языке, а просматривать его глазами и переводить.

Когда ваш уровень языка окажется достаточным для перевода со скоростью речи, слушайте любое аудио или смотрите любое видео на родном языке и тоже сразу переводите его на изучаемый язык. Этот способ хорош тем, что тренируется не только ваша рабочая память, но и навык синхронного перевода.

Но здесь есть небольшое условие: ставить на паузу аудио / видео нельзя. Суть способа именно в мгновенном переводе для тренировки рабочей памяти, которая, как вы уже знаете, тренируется во время накопления переведенного текста. Если вы будете ставить мультимедиа на паузу, рабочая память будет принимать минимальное участие, вы будете тренировать только навык синхронного перевода.

Способ тренировки с помощью мгновенного перевода я использую чаще остальных. Это помогает мне держать память в тонусе, а также не забывать выученный язык. Вам рекомендую делать так же.

Помимо этих трех способов тренировки рабочей памяти есть еще и другие, связанные с другими когнитивными процессами. Но лично я ни один из них не пробовал, поэтому не могу рекомендовать. В будущем обязательно испробую все возможные тесты на себе.

Интересное о рабочей памяти.

Напоследок поделюсь некоторыми выводами Бориcа Зубкова относительно рабочей памяти, которые он опубликовал на своем сайте:

1) Роль рабочей памяти во многих процессах мозга нельзя переоценить. Она лежит в основе практически всех когнитивных способностей. Пожалуй, она должна быть одной из первых целей тренировки мозга.

2) Тренировать ее можно и нужно, и тренируется она прекрасно. Достижения тренировок остаются на значительное время.

3) Малая емкость рабочей памяти является одной из ключевых характеристик синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или ADHD). И, посему, тренировки рабочей памяти приводят к значимым и долговременным улучшениям состояния.

Родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности надо заниматься с ними тренировками рабочей памяти. Мне сложно представить какую-то другую альтернативу по финансовой доступности, безопасности для здоровья, и легкости достижения ощутимых результатов.

Конечно, мои методы тренировки рабочей памяти подходят не всем детям и далеко не всех возрастов. Из выводов Зубкова следует, что качество обучения детей зависит от емкости их рабочей памяти. Информация автора подтверждается первоисточником, правда некоторых фактов я там всё же не нашел.

На том же сайте Бориса Зубкова есть график, отражающий улучшение показателей памяти до тренировок, после тренировок и через полгода:

График, отражающий улучшение показателей памяти до тренировок

На диаграмме выше показано, как у детей с пониженным объемом рабочей памяти, в результате 5-ти недельных тренировок (всего 25 сессий по 40 минут) поднялись показатели разных видов памяти, и как они удерживаются даже после 6 месяцев . Это привело, кстати, к улучшению понимания заданий в школе, успехам в математике, хотя эти способности и не тренировались.

На этом у меня всё.

Нравится статья? Подпишитесь на мои уведомления о новых статьях

Пожалуйста, оцените статью
Рейтинг статьи: 5 из 5 (всего оценок: 1)
Понравилась статья? Расскажи друзьям: