6 фатальных ошибок, которые допускают большинство изучающих

Главная / Статья

6 фатальных ошибок, которые допускают большинство изучающих

Давайте уже наконец обсудим главные ошибки, которые допускают практические все ученики. В первую очередь это касается новичков, которые начинают изучать языки с горящими глазами, но через несколько недель бросают это дело с полным разочарованием.

Даже если вы выбрали эффективный самоучитель, это не гарантирует положительного результата. Ошибки в методике играют свою негативную роль в процессе, но это всё легко обходится с помощью правильного подхода к обучению, особенно в том случае, если вы используете все необходимые дополнительные материалы.

Описанные ниже ошибки являются фатальными. Они не только заставят вас отказаться от идеи изучения языков, но еще и поспособствуют тому, чтобы вы к этому занятию еще долго не возвращались.

1. БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ.
Если вы только начали изучать язык, не рассчитывайте, что через месяц-два вы заговорите на нем как на родном. Постоянно сталкиваюсь с учениками, которые разочаровываются в своих результатах именно по этой причине. Не знаю, что за магия такая, но каждый второй ожидает намного большего, чем это возможно за отведенный срок.

Например, мой курс английского для начинающих рассчитан на 4-6 месяцев обучения. Т.е. этого периода будет достаточно для получения почти среднего разговорного уровня. Если вы будете заниматься по нему всего лишь месяц, вы приобретете только базовые навыки, которых недостаточно для разговорного языка на уровне носителя. Но люди почему-то надеются, что через несколько месяцев после начала обучения уже можно будет работать переводчиком.

Ожидания бòльших результатов, чем это возможно за отведенный период отчасти заслуга маркетинга. Сейчас весь рунет просто завален рекламой о быстром обучении различным иностранным языкам до беглого разговорного уровня за 2 недели или месяц, да еще и бесплатно. Это невозможно! В этой статье я не буду этого доказывать, чуть позже посвящу этому отдельную публикацию.

Люди, насмотревшись рекламы гуру-преподавателей (=горе-коучеров), начинают изучать язык, и просто уверены, что реклама врать не может, изучить любой язык за месяц возможно. Отсюда и появляются слишком большие ожидания, а в дальнейшем разочарование в своих результатах. Я уже писал статью о том, сколько нужно времени для изучения самых популярных языков. Чтобы не разочароваться в будущем, почитайте эту статью и рассчитывайте на то время, которое там описано.

Уверенный разговорный уровень языка появляется не ранее 3-6 месяцев изучения.

Если кто-то когда-то изучит любой иностранный язык за месяц или даже два на уверенном среднем разговорном уровне, как это обещают в рекламе всяких школ, напишите мне. Если это действительно возможно, я напишу опровержение этой статье с указанием того преподавателя, у которого вы учились. Но будьте готовы предоставить мне доказательства. Какие именно доказательства мне будут необходимы я расскажу после вашего радостного письма.

2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ТОЛЬКО НА БАЗОВЫХ НАВЫКАХ.
Я уже неоднократно говорил, для должного освоения любого языка необходимо развивать все навыки одновременно: грамматика, письмо, чтение, говорение и аудирование. Как на самом деле обучаются по кривым программам обучения? Почему-то принято считать, что грамматики, лексики и плохого аудирования достаточно. По крайней мере львиная доля самоучителей делают упор только на эти три навыка. Для меня до сих пор остается загадкой, каким образом методисты, разрабатывающие самоучители, выяснили, что письмо, чтение и говорение можно пропустить. Радует хотя бы то, что в таких самоучителях очень поверхностно проходят говорение. Самоучители, которые обучают всем навыкам сразу можно по пальцам пересчитать. И то к ним остаются некоторые вопросы.

Запомните одну главную истину: все навыки друг с другом связаны. Особенно это касается аудирования и говорения, одно без другого существовать не может. Также я подразделяю в одну группу чтение и пополнение словарного запаса. Если вы будете тренировать один навык, упуская близкий к нему, ничего толкового из этого не выйдет.

Знание иностранного языка строится на развитии всех важных навыков.

Еще хочу обратить особое внимание на грамматику иностранного языка. Принято считать, что это самая сложная часть при изучении. Но на самом деле это не так. Грамматика действительно сложна практически у любого известного мне языка, но без практики она никак не поможет вам в говорении.

Даже если вы наизусть выучите абсолютно все правила, без практического навыка говорения вы не сможете их применять. Вам будет очень сложно вспоминать речевые обороты и грамматические конструкции во время разговора с иностранцем. Поэтому любое грамматическое правило должно быть закреплено не только тестом, но и заданием на говорение. Это обязательно!

Многие школы иностранных языков грешат именно тем, что выдают огромное количество грамматических правил, а практику речи по этим правилам упускают. Причем это огромное количество правил выдается за очень короткий срок, что еще больше усугубляет ситуацию с вашим освоением языка.

3. НАДЕЖДА НА ЭФФЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И ОПЫТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.
Некоторые люди думают, что успех на 99% зависит от эффективного курса или опытного преподавателя. На этом всё, больше ничего делать не нужно.

На живых уроках я старался попрощаться с такими учениками уже к 3-4 занятию после начала курса. Самая главная причина – своими убеждениями они тянут ко дну всю группу.

У меня был случай. Как-то в одной из групп у меня оставалось одно место, и ко мне попросился новый ученик. После начала курса прошло всего 2 занятия, поэтому я взял его без каких-либо сомнений. Во время предварительной беседы с этим учеником я обратил внимание на его неопределенный настрой. Он говорил так, будто ищет волшебную кнопку, нажав на которую он мгновенно заговорит на английском.

Я провел беседу, стандартный тест и зачислил человека в группу. Через несколько занятий я стал обращать внимание на то, что практически у всей группы упал настрой и желание что-либо изучать. Во время проведения практики на говорение, я вышел из аудитории (да-да, иногда преподаватель вынужден специально выходить из аудитории, чтобы ученики перестали стесняться говорить на языке). Зашел обратно я в самый удачный момент, когда новый ученик уверял других, что если он опять не сможет изучить английский, то здесь будет вина только преподавателя, да и вообще необходимо начать требовать от меня результат.

Через одно занятие, когда я окончательно убедился в том, что именно он тянет всю группу ко дну, я исключил его из группы. Не прошло и недели, как все ученики группы стали без стеснения практиковать речь на языке, больше не боялись делать ошибки, да и в целом был виден первоначальный результат обучения.

Это был единственный случай за всю мою многолетнюю практику, когда я исключил ученика именно за отсутствие желания и мотивации. Но такие люди приходили ко мне записываться на уроки постоянно. Но в других случаях мне удавалось за 3-4 занятия разбудить в людях желание, а в дальнейшем и мотивацию.

Желание и мотивация являются основными двигателями вашего прогресса в изучении языка.

Преподаватель играет важную роль в успехе обучения, но лишь в другом аспекте учебной программы – бэк-энде. Эта часть обучения отвечает за способность преподавателя объяснять новый материал и вести уроки. Бэк-энд заключается в подготовке и планировании этих уроков. Это не отменяет того факта, что от вас нужны желание и мотивация.

4. СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ.
Я раньше и подумать не мог, что в мире существует столько идеалистов. Честно признаюсь, что я и сам немного такой. Но у моего идеалиста внутри есть граница. Я могу понять, когда стоит стремиться к идеалу, а когда лучше работать с тем, что есть.

Люди же наоборот, почему-то больше склонны к одной из сторон – либо всё идеально, либо вообще ничего делать не будут. Возможно в каких-то областях это и есть ключ к успеху, но только не в изучении иностранных языков. Практика нужна с самых первых уроков. И не важно сколько ошибок, оговорок вы будете делать, как часто вы будете запинаться или задумываться, насколько быстро вы будете обучаться говорить или понимать аудио на слух. Всё это неважно! Главное, начинайте это делать прямо сейчас, не откладывая на самое ближайшее будущее.

В иностранных языках ключ к успеху – желание, мотивация и чрезмерное количество практики. Не перекладывайте всю ответственность за свое обучение на преподавателя. Помните, что в первую очередь это нужно вам.

Не идеализируйте. Начинайте практику с малого, даже если вы делаете очень много ошибок.

Иногда я встречаю такое мнение людей, что для практики необходимо набрать базовые знания грамматики. Чушь! Для того, чтобы начать говорить или слушать необходимо знать лишь несколько десятков слов и только. Не верьте горе-преподавателям, которые говорят вам подождать с говорением или аудированием. К этим навыкам необходимо привыкать, в прямом смысле, с первых занятий. Вы никогда не наберетесь практики езды на авто, изучая только правила дорожного движения. Сколько бы вы правил не выучили, они никак не смогут вам помочь в практике управления автомобилем. Учить ездить в автошколах начинают со 2-3 дня обучения. А чем изучение языка отличается от обучения вождению?

Кстати, в курсе ВидеоEnglish вы начнете разговаривать и тренировать слух с первых уроков. Сначала это будут слова, затем фразы, затем простейшие предложения и т.д. Обучение заканчивается полной импровизацией и моделированием ситуации, когда вы остались один на один с иностранцами и вам жизненно необходимо с ними разговаривать. Тот же самый подход я применял и на живых занятиях, но немного в другой форме.

5. ОТСУТСТВИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Не думайте, что несколько уроков в месяц принесут вам пользу. Такие занятия – пустая трата времени. Иностранными языками необходимо заниматься на регулярной основе, особенно в самом начале пути.

Этот пункт, я думаю, понятен всем. Но почему тогда им все пренебрегают? Когда я беседую со своими потенциальными учениками, я первым делом задаю вопрос о количестве сделанных попыток изучить язык. Если человек говорит, что делал одну или несколько неудачных попыток, то в 8 из 10 случаев этот провал связан с нерегулярными занятиями.

Освоение иностранного языка невозможно без регулярных занятий.

Запомните одно простое правило: если уж вы взялись изучать иностранный язык, доведите это дело до конца. Изучение языков интересный и увлекательный процесс. Занимаясь им 2-3 раза в неделю в течение месяца, вы выработаете привычку и, самое главное, живой интерес к языку.

6. СОМНЕНИЯ В СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ.
Очень многие изучающие почему-то верят в теорию склонности к языкам. Считается, что у одних людей есть склонность к языкам, а другим это совсем не дано. Эту глупую теорию я опровергал в своей статье о самых опасных мифах.

Ваш результат обучения никак не связан с вашими умственными склонностями. Эта отговорка только у вас в голове, от нее нужно сразу избавиться. Забавно, почему-то когда люди толпами идут учиться в автошколы, ни у кого не возникает мысли, что к вождению авто у них нет склонности. Но как только дело касается какого-либо изучения, так люди сразу вспоминают о каких-то призрачных склонностях.

Я никогда не встречал людей, не способных изучить язык. Это может сделать кто угодно!

В моих группах были люди самых разных возрастов, профессий, убеждений, религий и т.д. Но ни одному из них это не помешало изучить иностранный язык. Ваше желание, мотивация, упорство обязательно приведут вас к видимым результатам. Верьте в себя, и успех вам гарантирован.

Статья получилась немного грубой на некоторые выражения, но таковы злейшие враги начинающих полиглотов. Всё написанное выше – результат моих наблюдений за учениками. Если какое-либо убеждение вам уже знакомо, срочно избавляйтесь от него. Это не только пойдет на пользу вам, но и положительно скажется на сроке и качестве обучения иностранному языку.

Нравится статья? Подпишитесь на мои уведомления о новых статьях

Пожалуйста, оцените статью
Рейтинг статьи: 4.5 из 5 (всего оценок: 2)
Понравилась статья? Расскажи друзьям: