Как выучить слова? 3 эффективных способа

Главная / Статья

3 эффективных способа для запоминания новых слов

Сказать честно, меня тема запоминания новых слов очень беспокоит, т.к. по специальности я преподаватель, а большинство преподавателей пытаются «вбить» новую лексику в учеников.

В этой статье отвечу на самый главный вопрос: как выучить слова, а главное, как их потом не забыть. Рассмотрим 3 эффективных способа запоминания слов, а также сделаем некую градацию по трем признакам: долговременное запоминание, оперативное запоминание и количество затрачиваемого на изучение времени.

Давайте сначала вспомним, как мы учили новые слова в школе. Получали список слов, приходили домой и учили его целым списком в том виде, в котором этот список представлен. Эффективно? Для ответа на этот вопрос попробуйте вспомнить хотя бы часть выученных слов из школьной программы.

Школьный способ заучивания лексики не только неинтересный, но и довольно неэффективный. Я абсолютный противник данного метода, т.к. он напрочь отбивает желание изучать иностранный язык, а в некоторых случаях даже вызывает отвращение. Кстати, чтобы изучение языка не вызывало у вас отвращение, почитайте мою статью о том, как можно легко выучить любой иностранный язык.

Как работает память человека

Прежде чем рассказать как запоминать слова, расскажу вам о разделах памяти, которые отвечают за обработку различных задач.

Кратковременная память. Ее еще часто называют оперативной. Этот участок памяти отвечает за способность быстро запоминать большое количество информации. Мы живем в таком мире, в котором распространение информации идет ото всюду. Мозгу эту информацию как-то надо фильтровать. Поэтому вся информация сначала попадает именно в этот участок памяти, где мозг ее обрабатывает и решает, что делать с ней дальше.

Пример. Человек может выучить хоть 300 новых слов за 1 час. Когда я учился в университете, я запоминал и больше. Такое количество слов мне нужно было для кратковременных целей – экзамен или зачет. Но то, что я смог выучить такое количество слов за час, не говорит о том, что эти слова удержатся в моей памяти надолго.

При таком подходе человек едва ли сможет вспомнить хотя бы 20% новой лексики уже через несколько недель. Это происходит в том случае, если этими словами не пользоваться.

Долговременная память. После оперативной памяти, информация переходит в долговременную. Но сюда попадает только та информация, которой человек пользуется постоянно. Взять, например, выученные слова за 1 час. Мозг рассуждает следующим образом: если я не использую все выученные слова, зачем мне себя нагружать и переносить их в долговременную память, я лучше туда перенесу то, что мне действительно необходимо.

Пример. У вас когда-нибудь было такое, что вы вышли с квартиры, но не можете вспомнить закрыли ее или нет? Расскажу, почему такое происходит.

Закрывание входной двери входит в так называемые привычные мозгу занятия. Вы это делаете постоянно. Мозг в таких случаях рассуждает так: зачем мне запоминать факт закрытия двери, если человек это делает постоянно. Эта не та информация, которую есть смысл запоминать. Я лучше запомню что-то действительно необходимое.

Так вот знайте: если вы не помните факта закрытия двери (или отключения утюга, например), но обычно всегда это делаете, то в 99,99% случаев вы всё сделали так, как привыкли (закрыли дверь и выключили утюг). Просто мозг не посчитал нужным это запоминать. А вот если бы вы не закрыли дверь (или не выключили утюг), вы бы это обязательно вспомнили, потому что это идет вразрез привычным вещам.

Это было небольшое отступление, чтобы вы поняли, по какому принципу работает память человека. Теперь переходим к сути и обсудим как выучить слова.

Эффективные методы запоминания новых слов

Давайте рассмотрим 3 основных способа запоминания слов, которыми я сам постоянно пользовался во время учебы в университете. Сначала я в общих чертах опишу данные способы, затем распределю их по градации для достижения определенных результатов.

1. ЯЗЫКОВЫЕ КАРТОЧКИ.
Давно известный и эффективный способ заучивания новых слов и выражений.

Нарежьте из плотной бумаги карточки размером примерно 10х5 см. В данном случае размеры не столь важны. Мне, например, было проще с карточками меньшего размера, т.к. я их постоянно носил с собой.

Далее на одной стороне напишите новое слово на иностранном языке, на другой стороне – его перевод на русском. Прежде чем начать делать подобные карточки, хотелось бы дать Вам несколько очень важных советов:

а) Старайтесь писать несколько вариантов перевода новых слов. Лучше всего 2-3 варианта, не больше. Дело в том, что данный метод очень эффективен для вашей оперативной памяти, но неэффективен для долговременной. Чтобы повысить вероятность запоминания на более долгий срок, вашей памяти нужны дополнительные подсказки в виде 2-го и 3-го варианта перевода.

б) Учите карточки в прямом и обратном направлении. Поверьте моему опыту, даже если вы выучите перевод в одном направлении, вам будет очень сложно перевести те же самые слова в обратном направлении.

в) Старайтесь не делать карточки с близкими по значению словами. Это вас сильно запутает. Для примера, ниже я запишу две группы слов: 1-я группа будет состоять из похожих слов, 2-я из непохожих, а вы сравните какие слова будет легче запомнить:

Группа 1: гнаться, догонять, преследовать, настигать Группа 2: цветок, искать, великодушный, лучший

Также многие ошибочно полагают, что рассортировав слова по частям речи, их проще запомнить. В итоге получается совсем наоборот: вы не только не запоминаете новые слова, но и начинаете их путать.

Карточки необходимо периодически мешать! На это тоже есть причина. Дело в том, что если вы будете учить слова по этому методу только в одном порядке, без перемешивания, то вы запомните не переводы слов, а их порядок, в котором они находятся. Если вы запомните слова таким образом, то при первом же перемешивании поймете, что не выучили ни одного слова.

Периодически мешайте карточки со словами. Только так вы будете запоминать перевод, а не порядок.

Тот же НЕэффективный принцип используется, когда вы делите тетрадь на 2 части и пишете на одной части слово, на второй – перевод. Таким образом учатся слова в школе (чаще всего). Так вот из-за того, что слова всегда находятся в одном и том же порядке, вы запоминаете именно порядок, в котором они расположены, а не переводы слов. Это я вам рассказал как быстро запомнить слова.

2. ДВОЙНОЙ ПЕРЕВОД.
Данный метод широко распространен среди факультетов языковых ВУЗов, однако практически не применяется на неязыковых факультетах. Он состоит из нескольких этапов. Для начала вам надо выбрать какой-нибудь текст, который вам под силу перевести, используя словарь.

Этап первый: выписать из текста новую лексику, затранскрибировать и записать перевод (здесь также желательно выписывать 2-3 варианта перевода).

Этап второй: Разделить листок (тетрадь) на две части по вертикали. Слева у вас будет английский вариант текста, а справа – русский. Далее записать весь текст, русский и английский, в свою колонку (слева – английский, справа – русский), разделив его при этом на предложения, т.е. слева одно предложение по-английски, справа – его перевод на русском. И так весь текст. После того, как закончите, закрывайте левую/правую сторону каким-нибудь непрозрачным предметом и начинайте учить по одному предложению. Ваша задача – запомнить дословный каждого предложения.

Этап третий: после заучивания предложений, вам надо проверить себя на качество запоминания новой лексики, используемой в тексте. Для этого выпишите все новые слова из текста, сделайте карточки (как описано в способе №1) и проверьте себя на знание слов.

Этап четвертый: теперь надо закрепить новые слова в памяти. Для этого выпишите все новые слова из текста и составьте с каждым из них по 2-3 предложения. Запишите эти предложения в колонку как написано во 2-м этапе и начните процесс закрепления.

Это не тот же НЕэффективный способ, который я описывал про языковые карточки.

Когда вы учите таким способом отдельные слова, вы ничего не выучите. Когда вы учите целые предложения – это очень эффективно. Всё дело в количестве слов, за которые цепляется память.

В случае с одним словом, мозгу проще запомнить порядок, чем перевод слов. Поэтому в память уходит только порядок слов.

В случае с предложениями, мозгу проще запомнить уже перевод, а не порядок предложений. Поэтому в память уходит перевод предложений. В целых предложениях мозг ухватывается за все ниточки, которые ведут к новым словам. Например, когда в предложении 1 новое слово, а остальные 4 вы уже знаете, то мозг использует эти 4 старых слова как ниточку к запоминанию нового слова.

Пример. У вас когда-нибудь было такое, что вы хотите вспомнить какое-нибудь слово, оно крутится у вас на языке, но вспомнить так и не получается? Так вот это самое «крутится на языке» и есть действие мозга по поиску нитей, которые должны привести вас к забытому слову. Простым языком говоря, мозг пытается вспомнить ваши ассоциации с этим забытым словом. Если вы вдруг забудете слово, которое учили в составе предложения, мозг будет использовать рядом стоящие слова для вспоминания нового слова.

Кажется, что всё сложно, но так работает нейронная связь.

Данный способ очень эффективен для долговременной памяти, т.к. слово практически «врезается» в вашу память. Постарайтесь использовать выученные слова как можно чаще, так вы повысите вероятность запоминания.

3. ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТОЧКИ.
Этот способ очень прост в применении и широко распространен среди изучающих.

Для начала, оглянитесь вокруг себя. Видите огромное количество предметов, которое Вас окружает? Теперь выделите любой предмет и найдите его перевод в словаре. Допустим, Вы взяли слово «стол», его перевод на английском будет «table».

Теперь сделайте с этим словом карточку как описано в способе №1. Постарайтесь сделать как можно больше карточек с теми предметами, с которыми вы имеете дело каждый день. Это может быть зубная паста, зубная щетка, ручка двери, часы и т.д. Количество слов ничем не ограничено. После того как вы сделали карточки, нужно их развесить на предметы, которые они означают. Для этого достаточно сделать в карточке небольшое отверстие, продеть туда нитку и можно вешать.

Когда вы развесите все карточки, начинайте изучение. Давайте вернемся к слову «стол». Итак, на столе весит карточка с русским словом «стол» (т.е. та карточка, которая обозначает этот предмет). Как только Вы проходите мимо карточки, переверните её, теперь это слово будет не «стол», а «table».

Переворачивайте карточку каждый раз, когда вы, например, садитесь за стол, так вы будете чередовать русское слово с английским. Проделывайте такие действия с каждой карточкой, которую вы сделали, где бы она ни висела.

Выучили слово? Снимите карточку, но не выкидывайте. Складывайте все карточки в одном месте и через 5-7 дней повторите все слова как описано в способе №1.

Теперь давайте рассортируем способы изучения по различным категориям эффективности (от лучшего к худшему):

1. Для долговременного запоминания:
а) способ 3 (лучший)
б) способ 2
в) способ 1 (худший)

2. Для оперативного запоминания:
а) способ 1 (лучший)
б) способ 2
в) способ 3 (худший)

3. Количество затраченного времени на изучение:
а) способ 1 (меньше)
б) способ 2
в) способ 3 (больше)

Теперь вы знаете как выучить слова и знакомы с самыми распространенными способами запоминания слов в иностранном языке, а градация по признакам поможет подобрать тот способ, который вам действительно необходим.

Нравится статья? Подпишитесь на мои уведомления о новых статьях

Пожалуйста, оцените статью
Рейтинг статьи: 4.2 из 5 (всего оценок: 6)
Понравилась статья? Расскажи друзьям: