1 Выпуск
Коментариев 4
Здравствуйте, уважаемый читатель!
Вот и настало время первого выпуска журнала. В нем я постарался осветить вопросы, которые в настоящее время задают множетсво пользователей всемирной паутины. Итак, давайте приступим...
Теория и практика
Самоучители vs. преподаватели. Что лучше - самоучитель или репетитор?
Преподаватель или самоучитель? Такой выбор рано или поздно возникает перед человеком, который хотел бы изучить иностранный язык. С одной стороны – самоучители, которые несомненно являются «вечными» источниками знаний. Достаточно зайти в магазин, приобрести и можно пользоваться ими всю жизнь. Но эффективны ли самоучители? Однозначно на этот вопрос ответить не представляется возможным, т.к. всё зависит от Вашего желания, времени и усилий.

По опыту могу сказать, что в большинстве случаев самоучители в скором времени отправляются пылиться на полку, т.к. учиться по ним быстро надоедает. С другой стороны, преподаватель, либо частный репетитор – специалист, который является самым эффективным способом изучения языка, но найти отличного репетитора сложно и довольно дорого, к тому же вся информация не усваивается с первого раза, приходится время от времени повторять, а это лишние деньги за одни и те же уроки.

Так какой же выбор сделать? Всё зависит от того, по каким критериям делать выбор. Если судить по дороговизне, то подойдет самоучитель, если судить по эффективности, то преподаватель. Однако какой бы Вы выбор не сделали, давайте познакомимся с 6 плюсами и минусами самостоятельного изучения языков.

Ниже я постарался привести все "ЗА" и "ПРОТИВ" обучения по самоучителю.

Плюсами самоучителей являются:
1. Вы можете обучаться в любое время суток и не нужно волноваться о том, чтобы заставить себя пойти на занятия по иностранному языку. Однако это еще можно причислить к маленькому минусу, т.к. раз нет занятий, значит, нет никакой мотивации к изучению языка, кроме Вашего желания и воли.
2. Вы можете сами контролировать темп обучения и уйти далеко вперед по сравнению с людьми, которые посещают курсы. Не секрет, что многие языковые школы используют план обучения, от которого нельзя отходить. И как правило, программа растянута, что является выгодным для языковых школ. Кроме того, из-за жестких временных рамок нет возможности пропустить занятие.
3. Обучаясь самостоятельно, Вы можете сами найти себе собеседников для развития языковых знаний. Нет жестких рамок, кто и с какими знаниями, главное, чтобы мог изъясняться на изучаемом языке.
4. Вы можете самостоятельно выбирать для себя методику обучения и учебники, которые Вам понравились, а не следовать тому, что навязывают частные языковые школы и репетиторы.
5. Вы сможете значительно сэкономить на обучении. Хороший самоучитель обошелся бы Вам гораздо дешевле, чем несколько часов занятий с репетитором или в языковой школе.
6. Вы сможете развивать способность анализировать полученную информацию, что в дальнейшем будет развивать «языковое чутье» - одно из самых необходимых качеств для успешного изучения иностранных языков.

Минусами самоучителей являются:
1. Рядом не будет специалиста, который помог бы контролировать Ваш процесс обучения. Однако волевым людям контроль не нужен, достаточно желания и целеустремленности.
2. Изучая иностранный язык, непременно сталкиваешься с изучением грамматики, что является самым основным и сложным в обучении. Чаще всего самоучители дают лишь поверхностное описание того или иного правила. Кроме того, рядом не будет человека, который мог бы это правило дополнить, а также, в случае, если Вы его не поняли, объяснить.
3. Обучаясь самостоятельно, Вы сможете найти друга по переписке, но, как правило, довольно сложно найти друга для общения, нежели в языковых группах, куда ходят люди заинтересованные, либо репетитор с превосходными знаниями языка, что позволяет быстро наладить контакт.
4. Результат обучения будет зависеть только от Вас, никто не сможет Вам гарантировать эффективное обучение. Репетитор или языковые школы, как правило, дают гарантию качественного обучения. Однако, даже в таких случаях, нужно обладать, по крайней мере, желанием изучать иностранный язык.
5. Несмотря на то, что самоучитель стоит дешевле, чем занятия с репетитором, он не дает никаких гарантий эффективного обучения.
6. Ни один учебник не может заменить живого преподавателя, задать тон обучения, похвалить или указать на ошибки.


Теперь выбор за Вами. Определяйтесь, что подходит именно Вам и вперед, покорять просторы иностранных языков. Удачи!


Вернуться к содержанию
Вся правда об изучении языка с помощью 25 кадра
"Ускоренное изучение иностранного языка за 1 месяц - 25 кадр!", "Иностранный язык без зубрежки за 2 недели при помощи 25 кадра", "Иностранный язык методом 25 кадра" - подобная реклама заполонила все просторы интернета. Как говорится в рекламе, методика 25-го кадра - это уникальная и самая эффективная методика на сегодняшний день.

Но так ли это на самом деле? Для того, чтобы проверить подлинность этой теории я провел эксперимент. Но об этом позже. Прежде чем делать какие-либо выводы относительно эффекта 25 кадра, давайте посмотрим на историю и научное объяснение этому явлению:

"Суть 25 кадра состоит в следующем: Как известно, для того, чтобы человеческий глаз при проекции кинофильма или телепередачи не замечал перехода от одного кадра к другому, за секунду должны меняться 24 кадра. Так называемый "25-й кадр" невозможно уловить глазом, но психологи давно знают, что он обладает очень мощным суггестивным воздействием и поэтому его использование запрещено.

Сама по себе идея 25-го кадра появилась еще в 1957 году благодаря американскому психологу Джеймсу Вайкери и была проста, как все гениальное. Стандартная скорость движения кинопленки в проекторе - 24 кадра в секунду. Вклеим двадцать пятый кадр и зритель его не заметит, а вот информация, которую несет "невидимый" кадр, прочно застревает в человеческом подсознании.

В 1957 году Джеймс Вайкери (англ. James Vicary) заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа триллера «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора якобы демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте поп-корн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Вайкери, повысилась на 17 %, а поп-корна — на 50 %. Затем Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.

Идею этой обманной технологии ему подсказал недавно изобретённый тахистоскоп, прибор, дающий короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Столь короткие импульсы человеческое сознание не фиксирует, то есть они ниже порога восприятия. С их помощью фирма «Кодак» получила уникальные фотографии пули в полёте. Вайкери придумал этим импульсам иное применение.

Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Вайкери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Вайкери устроил несколько демонстраций, которые не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять сублимируемые им команды.

Недавно было приостановлено действие лицензии на вещание в Екатеринбурге телекомпании "Авторские телевизионные новости" из-за сознательного использования компанией 25-го кадра для психологического воздействия на своих зрителей.

Методика "25-го кадра" в наркологии используется российскими медиками уже более 15 лет и, по утверждению специалистов, дает ощутимые результаты. Абсолютно противопоказана она лишь больным эпилепсией и шизофренией. Эффективность ее довольно высока.

Коротко принцип лечения состоит в следующем. Пациент некоторое время не прикасается к рюмке или воздерживается от употребления наркотиков. Потом получает краткую информацию об эффекте 25-го кадра и сам формулирует для себя задачу. Например: "Пять лет я не буду пить". После чего просматривает видеокассету, с которой в течение получаса цифра 5, словосочетание "5 лет без алкоголя" и ему подобные настойчиво проникают в подсознание больного с "невидимых" кадров. В зависимости от характера заболевания может быть проведен один или несколько сеансов "видеокодирования".

Специалисты утверждают: ничего удивительного, ведь одновременно с методикой 25-го кадра используется обычная психотерапия, а что конкретно лечит больного - неясно.

Думается, в данном случае это не имеет принципиального значения. Важно, что помогает. Пусть лечение достигается даже просто самовнушением, без участия видео..."

Исходя из вышесказанного можно сказать, что методика 25-го кадра скорее вымысел, чем научно доказанное средство к обучению. Так почему же весь интернет пестрит рекламой об уникальной методике 25 кадра и его всесущей эффективности? Думаю, вопрос остается риторическим.

Недавно мне на глаза попался сайт, где рекламируется подобная "технология" обучения. Через 10 минут после прочтения рекламной информации, я хотел было и сам купить у них диск, но мне помешало только то, что такой диск у меня уже был. Да-да, именно так! В целях эксперимента я не пожалел сил, денег и времени и приобрёл у них расхваленную программу изучения, чтобы испытать её на себе. Почему я не скачал программу с интернета, а купил этот диск? Всё дело в слове, точнее в "силе объяснения". Дело в том, что рекламщики имеют силу убеждения, которая с первых минут покоряет наивное русское сердце. Приведу Вам пример подобной рекламы. Попробуйте дочитать рекламу до конца и скажите, купили бы Вы диск, который рекламируется таким "мощным словом". Цитирую рекламу (со всеми орфографическими и пунктуационными ошибками):

"Группа независимых разработчиков програмного обеспечения представляет Вашему вниманию уникальную, профессиональную, мультимедийную программу для изучения английского языка основанную на принципе гипермнезии сверхзапоминания с применением суггестологического метода обучения, (25-й кадр) при котором информация усваивается субъектом, минуя критическое восприятие. При использовании этого метода информация при помощи компьютера подается с высокой частотой в субсенсорном режиме восприятия, и процесс обучения протекает с высокой скоростью на уровне неосознаваемой психической деятельности. С помощью данной программы Вы без особых усилий сможете в течение 1 месяца выучить на всю жизнь английский язык (7000 слов и выражений ) для свободного общения и чтения газет и журналов достаточно 2500 слов. После работы, вернувшись домой вы усаживаетесь перед монитором компьютера, включаете программу на 15-20 минут в день, и смотрите на экран где с определенной скоростью появляются слова и выражения. Нет необходимости стараться запоминать увиденное минуя сознание, слова и выражения проникают в подсознание где и остаются на всегда.

О МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ

В основу суггестологических учебных и любых иных программ положен эффект гипермнезии – сверхзапоминания, возникающий в процессе применения суггестологического метода обучения, при котором информация усваивается субъектом, минуя критическое восприятие. При использовании этого метода информация, при помощи компьютера подается с высокой частотой в субсенсорном режиме восприятия, и процесс обучения протекает с высокой скоростью на уровне неосознаваемой психической деятельности. Современная психология обучения различает у человека два основных режима восприятия:
-режим осознанного восприятия (режим осознания).
-режим неосознанного (субсенсорного) восприятия.

Многочисленные научные эксперименты, начатые сорок лет назад в ЦРУ , КГБ и в других спецслужбах, показали, что информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, в тысячи раз превышающей норму. Это связано с тем, что у людей 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% на осознаваемом уровне. Как только "фрейдовская цензура" перестает тормозить процесс восприятия, человеческая память начинает творить чудеса, перерабатывая и навечно запечатлевая огромные массивы информации, не оставляя в памяти источника получения этой информации и критики к ней, как к насильственным и чуждым данной личности. При предъявлении субъекту, например, пар слов или выражений (инородное-родное) со скоростью более восьми кадров в секунду, т.е. с выдержкой от 125 до 40 миллисекунд, когда первоначально не только прочесть, но даже и узнать слово для сознания невозможно, за один – два часа подобной субсенсорной учебы испытуемый усваивал на уровне узнавания более 60% предъявляемых слов. Всего за десять дней, по 8 часов ежедневно, такого обучения способный человек запоминает до 6000 слов или выражений, причем при контрольной проверке через год-два оказалось, что более 87% информационных единиц осталось в памяти, хотя обучаемый в это время не пользовался данным языком вообще. Такой результат можно признать феноменальным, ибо для бытового общения достаточно 1500 слов, а для чтения газетно-журнальной периодики без словаря – 2500-3000 слов. Проведены эксперименты, в ходе которых при помощи разработанной учеными суггестокибернетики за 20 дней люди овладевали машинописью, техникой быстрого чтения и основами трех иностранных языков.

На московской международной выставке видео электронных средств изучения языков "ЭКСПОЛИНГВА-2003" с использованием суггестологического метода обучения любой ее посетитель за несколько занятий овладевал основами любого интересующего его языка, вплоть до арабского и китайского.
В настоящее время сомнений в перспективности суггестологического метода обучения ни у кого уже не возникает. В 1987 году институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР было дано официальное заключение о полной безопасности и полезности этого метода обучения для взрослых и школьников, так как в результате использования этого метода память и внимание человека улучшаются в 10-12 раз, скорость чтения в 3-5 раз, резко повышается жизненный тонус. Итак, абсолютно реально усвоение 5000-7000 слов и выражений иностранного языка всего за 1,5-2 месяца!!!"

В чём эффективность данной рекламы и почему человек, прочитав её хочет заказать разрекламированную программу? Всё дело в объяснении и научной лексике. Автор вышеупомянутой рекламной статьи с легкостью "разбрасывается" научными словами, не объясняя их значения. Это первое, что должно насторожить посетителя. Далее, поистине огромное число пунктуационных и орфографических ошибках. Стал бы человек, написавший статью таким научным языком, делать детские ошибки в простых словах. Я думаю, что не стал бы. На крайний случай, если проблемы с русским языком, можно проконсультироваться с толковым словарём.

Давайте проанализируем содержание. Хотелось бы сразу обратить внимание на то, что автор статьи много говорит, но ничего не пытается доказать, нет ни единой ссылки на научные статьи, которые подтверждают его слова. Всё это заставляет глубоко задуматься.

Субсенсорная, то есть не осознаваемая человеком информация, действительно усваивается мозгом. Однако вся проблема в том, что она так и остается неосознаваемой. Человек не может по своей воле извлекать из памяти то, что попало туда помимо его сознания.

В нормальных же условиях бессознательное так и остается бессознательным. Поэтому все утверждения рекламы о том, что освобожденная от "фрейдовской цензуры" память "начинает творить чудеса, перерабатывая и навечно запечатлевая огромные массивы информации", являются правдой лишь отчасти. Реклама утверждает, что "за один-два часа испытуемый усваивал на уровне узнавания более 60% предъявляемых слов". Ключевые слова "на уровне узнавания". Они означают, что, когда человеку предъявят эти же слова, он их "узнает", то есть скажет: "Да-да, я их где-то видел", но вряд ли сможет сказать, что именно они означают.

Да и идея измерять знание иностранного языка тысячами выученных слов - это не то, что странно, а довольно глупо. Ведь это знание определяется вовсе не ощущением, что все эти слова мы где-то слышали, а способностью понимать иностранную речь, разговаривать, читать и писать на иностранном языке.

Что мы в итоге получаем? Ни одного исследования, которое объективно сравнило бы результаты, полученные за занятия по обычным методикам и по методике "25-го кадра", фирмы, предлагающие эти методики, не представили. Кроме того, в рекламе сказано: "Если вы скачаете диск с интернета, эффект 25 кадра пропадёт, т.к. диски с 25 кадром копируются для продажи на специальном оборудовании и по специальной технологии". Какой же это бред!!! Чтобы себе это доказать, я даже в течение 3-х часов рылся в интернете в поисках оборудования, на котором копируются диски с эффектом 25-го кадра. Однако, не нашёл ни одного намёка на существование такового.

Теперь давайте вернемся к эксперименту с диском, который я заказал. Для того, чтобы избежать скрытой рекламы и антирекламы я не буду называть какому языку "обучает" эта программа, а так же у кого я заказывал данный диск.

Описание эксперимента: Первое, что мне пришлось сделать, это заказать диск по интернету. После его покупки (стоил он довольно недёшево), я открыл коробку с диском и сразу наткнулся на описание диска с советами по методике изучения. Как там и было посоветовано, я занимался каждый день по 15-20 минут в течение одного месяца. В брошюре было также сказано о том, что никаких усилий прилагать не надо - "просто сиди и смотри в монитор".
Результаты: ничего, кроме болей в спине, потерянного времени и адской скуки от 20-минутного созерцания в монитор ежедневно я не добился. Более того, у меня появилось даже некоторое отвращение в языку, который я пытался изучить с помощью 25-го кадра. Более того, несмотря на то, что некоторые слова я всё же запомнил, это не помогло мне заговорить на изучаемом языке, как это обещала реклама. Потратив на его изучение целый месяц, я до сих пор не имею представления о грамматическом, фонетическом строе языка.

В чём действительно мне помог диск, так это понять о том, что не стоит столько времени терять зря.

Итак, давайте подведём итоги. Как бы не расхваливали метод 25-го кадра, всё это полнейшая чушь. Невозможно выучить иностранный язык за месяц, тратя на него по 15-20 минут в день и ничего при этом не заучивая. Но как бы то ни было, решать Вам, пользоваться ли методикой 25-го кадра или всё-таки потратить своё драгоценное время на действительно эффективные методики изучения иностранных языков.


Вернуться к содержанию
Что такое сводные таблицы и как с ними работать
Давайте в практической части этого выпуска рассмотрим такую вещь как сводные таблицы. Не стоит пугаться этого названия! На самом деле, сводные таблицы – это всего лишь небольшие «выручалочки» при заучивании грамматических правил.

Расскажу небольшую предысторию того, что навело меня на мысль написать эту статью. Совсем недавно я ходил в гости к своей знакомой, которая сейчас изучает немецкий язык. Она мне пожаловалась, что не может запомнить правило склонения артиклей (кто изучал немецкий язык, тот меня поймет) и попросила у меня совета, как быть. Я посоветовал ей воспользоваться сводной таблицей правила, которую сам же на месте нарисовал за минуту и, через несколько дней она выучила его наизусть без особой зубрешки.

Когда я учился на 1 курсе в университете, я практически сразу понял, что никогда не стоит зазубривать грамматическое правило. В беглой речи такое зазубривание ничем не поможет, поскольку это всего лишь «голимая» теория. Поэтому я всем советовал просто прочитать несколько раз новое правило и переходить к упражнениям, за что был сильно раскритикован преподавателями. Безусловно, некоторые важные моменты, такие, например, как слова-исключения или структуру написания заучивать нужно (хотя это лучше заучивается при постоянном употреблении, либо во время выполнения упражнений), но сам поясняющий текст к правилу учить настоятельно не рекомендую.

Вместо банальной зубрешки я придумал таблицы, которые на сей день называются сводными. Чтобы доказать на примере свою теорию, приведу пример правила склонения cуществительных в немецком языке, а вы попробуйте сравнить, что вам будет легче выучить.

Грамматическое правило:

Склонением называется изменение существительного по падежам. При склонении существительного изменяется форма артикля. По форме артикля, в первую очередь и определяется падеж существительного. Однако и сами существительные в некоторых падежах получают падежные окончания, в соответствии с которыми все существительные делятся на три типа склонения.
Единственное число
В единственном числе различают сильное, слабое и женское склонение.
К сильному склонению относятся:
а) все существительные среднего рода, кроме существительного das Herz (сердце)
б) большинство существительных мужского рода
Признак сильного склонения - окончание -s в родительном падеже
К слабому склонению относятся имена существительные мужского рода, в основном, одушевленные, а именно:
а) оканчивающиеся на -e (der Russe, der Junge, der Lowe)
б) некоторые существительные, утратившие -e (der Herr, der Mensch, der Held, der Bar, der Barbar, der Narr, der Christ, der Prinz, der Furst, der Graf)
в) иностранные слова с ударными суффиксами: -ent, -ant, -et, -at, -ot, -ist, -nom, -soph, -graph, -log(e) (der Student, der Laborant, der Poet, der Soldat, der Patriot, der Optimist, der Agronom, der Philosoph, der Geograph, der Philologe)
Признак слабого склонения - окончание -(e)n во всех падежах, кроме именительного.
К женскому склонению относятся все существительные женского рода. Признак женского склонения - отсутствие окончаний.
Множественное число
Во множественном числе все существительные склоняются одинаково: в дательном падеже они получают окончание -n (за исключением существительных, образующих множественное число при помощи суффиксов -n и -s).


Сводная таблица по этому правилу:




































 
Сильное склонение

Слабое склонение

Женское склонение

Мн. число
Nom.
der Text
der Student
die Frau
die Tage
Gen.
des Textes
des Studenten
der Frau
der Tage
Dat.
dem Text
dem Studenten
der Frau
den Tagen
Akk.
den Text
den Studenten
die Frau
die Tage



Как видно из примера, сводную таблицу намного проще запомнить, чем правило, хотя некоторые пункты из самого правила всё же следует выучить. Но это, как говорится, дело техники.

Как же лучше учить правила с помощью таких таблиц? На самом деле, особой методики для этого нет. Но по собственному опыту могу сказать, что лучше всего положить таблицу перед глазами, делая упражнение и данные из таблицы запомнятся сами собой.

Еще одна распространенная ошибка изучающих языки – заучивание слов, а не правил, т.е. когда вы учите правило, смысл которого не понимаете. Выученное таким образом правило не сохранится в памяти надолго и уж тем более не позволит вам его употребить в устной речи. Лучший способ понять правило – употреблять его в письменных практических упражнениях.

Итак, давайте подведем итоги:
• Не зубрите грамматические правила. Старайтесь на каждое правило составить сводную таблицу;
• Старайтесь делить правила на то, что нужно учить и на то, что можно выучить с помощью практических упражнений;
• Если вы всё-таки решили зазубрить правило, не учите его «как есть», старайтесь пересказывать его своими словами.


Вернуться к содержанию
Комментирии посетителей
Ваше имя:
Комментарий:
Вы не робот?


Валентина
Насчет 25-го кадра полностью согласна!
8 Июня 2010, 17:59:57
Дарья
Очень интересная информация! спасибо автору!
8 Ноября 2011, 13:50:32
Natallinka
За статью про 25 кадр спасибо! А сводными таблицами я частенько пользуюсь
13 Декабря 2011, 10:10:46
Алексей
25 кадр обман, полностью согласен. Когда-то давно приобретал обучающий диск 25 кадр и он мне не помог.
Сводными таблицами тоже давно пользуюсь, это лучше чем учить правила
22 Декабря 2011, 18:56:20



Подписка
На что вы хотите подписаться?
Записи в блоге
Журнал
Ваше имя:
Ваш Email:
ВидеоEnglish: Курс английского языка
Курс английского языка "ВидеоEnglish" - комплексная программа для полноценного и качественного изучения английского языка «с нуля».

Я ХОЧУ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ